Растениеводство 10 июля 2019

Помощник для садов

Помощник для садов

Текст: Д. А. Абсатарова, С. Б. Корабаева, Ш. С. Айтенова, С. Т. Туруспекова, ТОО «Казахский научно-исследовательский институт плодоовощеводства»

Обеспечение в действующих садах стабильного объема валового сбора плодов и их высокого качества — одна из важных задач садоводческой отрасли на современном этапе ее развития. Достичь этой цели можно за счет глубокой интенсификации производства, предусматривающей применение различных методов защиты деревьев от фитофагов и патогенов.

Сегодня данные способы предполагают рациональное использование широкого ассортимента пестицидов и биологических препаратов, в том числе созданных на основе штаммов энтомопатогенных бактерий, грибов и вирусов. Помимо этого, существенную роль в регулировании численности и вредоносности ряда фитофагов играют природные и лабораторные культуры энтомофагов.

ОПАСНЫЕ СОСЕДИ

Исследования, ранее выполненные в различных отраслевых институтах, показали эффективность и перспективность использования в садах микробиологических препаратов и промышленных культур энтомофагов, а также приемов, способствующих сохранению, активизации и расселению последних. Как известно, состав полезных насекомых в садовых агроценозах насчитывает свыше 1000 видов. Однако существующие истребительные стратегии практически полностью уничтожают и выводят из регуляторного процесса природные популяции энтомофагов. Поэтому необходимо разрабатывать и внедрять технологии защиты растений и садовых агроценозов, базирующиеся на экологической основе. Особенно актуальной данная задача является для питомников, которые без должного фитосанитарного контроля могут стать источником распространения вредителей и фитопатогенных микроорганизмов, поскольку выращенный посадочный материал поставляется внутри страны и за рубеж. В связи с этим вопросы фитосанитарии, защиты растений и мониторинга видов, наносящих вред выращиваемым растениям, весьма актуальны.

Одним из наиболее опасных фитофагов яблоневых садов и питомников считается тля. В многолетних насаждениях было выявлено свыше 30 видов этих насекомых, из которых две трети причиняют существенный ущерб ежегодно или в отдельные годы. При этом тли, повреждающие плодовые культуры, биологически весьма неоднородны. По типу жизненного кругооборота они делятся на виды с полным и неполным циклом. Последний характеризуется тем, что амфигонное, или яйцекладущее, поколение отсутствует или является рудиментом. Типичный представитель фитофагов с неполным циклом — кровяная тля, то есть Eriosoma lanigerum Hausm., интенсивно размножающаяся и проникающая в новые регионы выращивания яблок.

ВРЕДОНОСНЫЙ ОЧАГ

По причине опасности данного насекомого ученые ТОО «Казахский научно-исследовательский институт плодоовощеводства» провели ряд исследований. Они были направлены на изучение характера распространения кровяной тли в садах и питомниках, а также на выявление и видовую идентификацию специализированного энтомофага — афелинуса. Для опытов использовались стандартные методы, принятые в садоводческой отрасли. Фитосанитарный мониторинг проводился с применением визуальных и инструментальных приемов. Кроме того, учитывался уровень заражения тли другими энтомофагами. Для оценки положительного результата использовались наиболее объективные и информативные тестовые характеристики, а полученный цифровой материал обрабатывался статистически.

 1. Уровень заражения энтомофагами популяций кровяной тли в питомниках яблони, 2014–2016 годы

Результаты исследований позволили сделать вывод, что кровяная тля достаточно широко распространена в садах и питомниках Казахстана, причем ее интенсивные очаги наблюдались даже в фермерских садах, частных и заброшенных насаждениях. Проведенная научная работа подтвердила, что данный вид заселяет и повреждает яблони всех сортов. Более того, при совместных посадках в пределах одного квартала небольшие очаги тли также наблюдались на груше, айве, ирге, кизильнике и рябине, которые выступали своеобразными накопителями фитофага. В ходе опытов также было отмечено, что личинки первого и второго возрастов обычно зимовали на корнях деревьев, по причине чего в условиях Казахстана на них концентрировалось от 68,7 до 82,4% от всего объема популяции. Существенным считается тот факт, что от 56,3 до 72,8% зимующих на стволах саженцев личинок вредителя на поверхности почвы гибли к периоду весенней реактивации. Основная причина этого явления — резкие перепады температуры воздуха и влажности, а также физиологическая ослабленность оставшихся на стволах насекомых.

Весенняя реактивация личинок тли обычно наблюдалась весной при температуре почвы около корневой шейки на уровне 8–10ºС. Процесс миграции паразита был длительный — в рамках исследований продолжительность данного периода составила 7–10 дней. В кронах деревьев трофическая активность тли начиналась при температуре 15–17ºС. Длительность личиночной фазы перезимовавшего поколения равнялась 18–27 дней. Наименьший срок развития одного поколения отмечался с конца июня и до середины августа. Обычно максимально плодовитыми являлись первые весенние девственницы, которые производили от 163,8 до 207,3 личинок. Продуктивность самок второго и последующих циклов составляла лишь 25–55 штук. В течение вегетационного периода кровяная тля давала 8–9 поколений, которые накладывались одно на другое.

СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Характерной биологической особенностью кровяной тли является обладание ее личинками выраженной двигательной и трофической активностью, благодаря которой они энергично мигрируют на значительные расстояния, создавая при этом новые очаги заражения. Данная черта в питомниках яблони проявляется на коре ветвей и стволиков, реже на корнях. Вредоносность кровяной тли заключается в том, что в результате механического травмирования длинным хоботком коры и камбия, а также введения специфического секрета слюнных желез на стволе дерева образуются характерные узловатые утолщения, состоящие из рыхлой ткани, покрытой нежной коркой. Данные образования разрастаются и впоследствии трескаются, после чего появляются глубокие язвы. В эти повреждения проникают фитопатогены грибковой, вирусной и другой этиологии. К примеру, пораженные очаги делают яблоню уязвимой для бактериального ожога плодовых, возбудителем которого является микроорганизм Erwinia amylovora. Таким образом, последствия развития патогенов намного опаснее механических повреждений, нанесенных личинками и имаго тли. Как правило, зараженные деревья гибнут в течение 2–3 лет. Поскольку фитофаг поселяется, в первую очередь, на молодых растениях у основания почек и на черенках листьев, кровяная тля особенно опасна в питомниках.

ФАКТОРЫ УЯЗВИМОСТИ

На основании данных, полученных в ходе наблюдений, был определен комплекс факторов, которые формируют структуру и динамику численности кровяной тли в яблоневых питомниках и плодоносящих садах. Всего было выделено шесть наиболее важных показателей. К примеру, было установлено, что синоптическая ситуация определяет реальный потенциал распространения вредителя, а аномальные явления, связанные как с засухой, так и с интенсивными осадками, лимитируют биологические возможности фитофага. Однако выраженные адаптивные характеристики вида позволяют ему сохранить интенсивные темпы размножения, поэтому синоптический параметр оказывает на тлю модифицирующее влияние. Факторы технологического характера также удерживают данное насекомое в определенном ареале. При этом растительное разнообразие как часть агроценоза обеспечивает высокий уровень численности и видовой состав популяций энтомофагов. К их числу относятся афелинус и хищники — кокцинеллиды, сирфиды и галлицы, взаимодействующие с тлями и препятствующие их массовому распространению. Помимо этого, было установлено, что трофический оптимум для вредителей — физиологически полноценный листовой аппарат и кора молодого прироста, а стрессовые факторы — комплекс фитопатогенов, прежде всего, грибковой этиологии, вызывающих, например, паршу, мучнистую росу и прочие заболевания. В периоды эпифитотий тли испытывают значительные стрессовые аномалии, что ограничивает их репродуктивный потенциал.

2. Комплекс факторов, формирующих структуру и динамику численности кровяной и других тлей в садах

ЖИВАЯ ЗАЩИТА

Исследования также показали, что большое значение в динамике изменения численности тлей имеют природные популяции паразитов, хищников и частично энтомопатогены грибковой этиологии. В сдерживании кровяной тли важную и часто решающую роль играет специализированный энтомофаг — афелинус. Интродуцированный в европейскую часть СССР из-за рубежа в конце 20-х годов, он очень быстро акклиматизировался и почти повсеместно снизил численность и вредоносность кровяной тли. Характерно, что большинство исследователей отмечает довольно высокий уровень эффективности природных популяций афелинуса. Особенно оправданным является прием, связанный с предварительным сбором диапаузирующих вредителей, зараженных полезным насекомым, с сохранением их в естественных условиях и последующим перемещением в родные очаги распространения. Несмотря на некоторые трудности, связанные с получением, хранением и расселением тли, данный прием оказывается вполне технологичным и оправданным высоким конечным результатом.

Весенняя реактивация имаго афелинуса в Казахстане происходит в средине апреля при температуре 15–15,2ºС. При среднесуточной температуре 15–18ºС развитие насекомого первых 2–3 поколений завершается за 26–30 дней, а при увеличении этого показателя до 24–26ºС — за 15–17 дней. В ходе исследования суточной ритмики активности имаго паразита было установлено, что максимум летной активности, поиск жертвы и ее заражение обычно происходят в период между 9:30 до 13:00 часами при температуре 26–29ºС. При превышении 33ºС имаго концентрируется в кроне деревьев с нижней стороны листьев, вновь активизируясь в период после 17 часов и до наступления сумерек.

ПОЛЕЗНЫЙ ПАРАЗИТ

Значительная часть опытов специалистов ТОО «Казахский научно-исследовательский институт плодоовощеводства» была посвящена обоснованию возможности и целесообразности использования афелинуса путем его расселения в кроны деревьев для биологической защиты яблоневых питомников от кровяной тли. Для этого заготовленные в предыдущем году ветки с колониями вредителя, зараженные полезным насекомым, перемещались в кроны яблонь, причем веточки размещались на каждом третьем дереве из расчета 25–35 имаго на один объект. Исследования проводились на фоне высокой начальной численности кровяной тли, количество которой превышало пороговый уровень в 1,5–2 раза. Помимо этого, был прослежен процесс обнаружения, заселения и заражения тли в колониях.

Результаты наблюдений показали, что самки афелинуса паразитировали на 89,6–96,8% популяции тли. При этом после спаривания и дополнительного питания на нектароносах самки наездника обнаруживали колонии фитофага путем тщательного мониторинга, начиная с периферии. Этот длительный процесс, по всей видимости, предполагал определение жизнеспособности личинок тлей и заканчивался откладыванием в них яиц. Также было установлено, что вредители на периферии колонии заражались интенсивнее тех, которые концентрировались в центре. Данный факт был обусловлен тем, что в этом месте наблюдалось значительное количество восковых выделений тлей. Фактически только этот природный фактор, свойственный популяциям этих вредителей, препятствовал их заражению афелинусом. Наблюдения также показали, что энтомофаг поражал тлю как на корневой шейке, так и непосредственно на корнях деревьев. 

ПРИРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

В рамках научной работы итоговая эффективность различных технологий защиты питомника от фитофага оценивалась с учетом того факта, что ему свойственна характерная сезонная динамика численности. Фактически было установлено три пика: два периода активности весной и осенью, а также время депрессии, наблюдавшейся летом вследствие жары, нарушения баланса и ритмики продуцирования сока, ограничения трофической активности и возрастания популяций хищников и паразитов. В связи с этим в ходе экспериментов было проведено три приема расселения афелинуса с акцентом на уменьшение численности кровяной тли во второй пик численности.

В итоге было установлено, что региональные инсектицидные технологии на эталонном варианте обеспечивали надежную защиту питомников, однако положительный результат достигался путем тотального истребления комплекса насекомых, в том числе полезных. На протяжении всего вегетационного периода уровень заражения кровяной тли афелинусом на химическом эталоне колебался в пределах от 4,7 до 12,7%. Необходимо отметить, что кроме наездника в популяциях членистоногих были выявлены другие виды энтомофагов, подавляющие изучаемого паразита. Их суммарная эффективность во втором пике численности кровяной тли достигала 78,4–96,6%. Наиболее действенно истребляли яйца, личинки и имаго вредителя кокцинеллиды. Также были отмечены семиточечная коровка, двухточечный и почковидный хилокорусы, хищные двукрылые, представленные пятью видами Syrphidae, среди которых доминировали Syrphus ribesii L., Cheilosia Conops, Ch. Ruralis, Ch. Vernalis и другие. Неспециализированные хищники, выявленные в колониях, принадлежали к семействам Anthocoridae, Miridae, Elateridae и Forficulidae.
Таким образом, проведенные специалистами опыты показали, что в питомниках семечковых культур Казахстана кровяная тля постепенно приобретает статус доминирующего фитофага, несущего значительную угрозу многолетним насаждениям. Помимо использования химических средств защиты, эффективным способом регуляции численности этого вредителя является расселение природных популяций энтомофагов, в частности, перепончатокрылого насекомого афелинуса. Сейчас хозяйственные и биоценотические аспекты реализации этой технологии изучаются более подробно.

Популярные статьи