Агрохимия 18 октября 2016

Органическое сельское хозяйство: ПЕРЕНЯТЬ ЭКОТРАДИЦИИ

Органическое сельское хозяйство: ПЕРЕНЯТЬ ЭКОТРАДИЦИИ

Текст: Н. Стоволос, канд. экон. наук, доцент, СНАУ

Органическое сельское хозяйство уже достаточно давно существует во многих странах мира и с каждым годом только укрепляет свои позиции. В России это аграрное направление также становится все более популярным. именно поэтому анализ зарубежного опыта развития органического производства позволит подобрать оптимальные способы повышения эффективности отрасли и качества продукции.

Агропромышленный комплекс — многоотраслевое производственно-экономическое формирование, которое одновременно является одним из основных бюджетообразующих и экспортоориентированных секторов национальной экономики. Сегодня в условиях формирования эффективной стратегии экологической безопасности отрасли положительный опыт других стран, тенденции АПК и некоторые ошибки требуют глубокого научного исследования. Оно даст возможность обеспечить стимулирование процессов экономической интеграции, а также развитие экологически безопасного производства в отечественном агрокомплексе.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА

Анализ развития АПК государств бывшего СССР позволяет сделать вывод о разнообразии форм аграрной реформы, которая была направлена на формирование многоукладного хозяйства. Например, среди основных принципов реформирования сельскохозяйственных предприятий следует отметить: добровольность в решениях трудовых коллективов; свободный выбор новых форм хозяйствования, определения размеров, специализации и структуры производства. При этом сохранились материально-техническая база, технологические комплексы, а также способы социальной защиты крестьян. Однако, как отмечают исследователи, в России, как и в большинстве стран СНГ, переходный период к рыночным условиям в АПК характеризуется значительным спадом производства. При этом существующей стратегии развития сельского хозяйства России и многих стран СНГ присущи некоторые противоречия и недостатки. Одно из них — резкое изменение форм и методов политики регулирования. По оценкам специалистов, рыночные преобразования в экономике страны сопровождались модификацией механизмов государственного воздействия: от твердого вмешательства к либеральному монетаризму. Однако реальные предпосылки для формирования последнего в этой области еще не созданы. Характерно отсутствие четкой программы развития экологически безопасного АПК России, организации этапов ее осуществления, законодательной базы, которая нормирует его функционирование, и соответствующей системы сертификации органического производства.

Другая особенность — специфика интеграции России в мировое хозяйство. Поспешное устранение государства от функций регулирования отрасли и координации деятельности хозяйствующих субъектов, которые производят или импортируют продовольствие, способствовало тому, что Россия зачастую рассматривается как поставщик недорогого сырья и значительный рынок сбыта готовой сельскохозяйственной продукции. Также игнорируется специфика и особенности формирования АПК отдельных регионов, что осложняется неравномерностью их социально-экономического развития и контрастами в организации работы отрасли. На необходимость учета такой специфики указывают многие исследователи. Происходит и нарушение ценового паритета — соотношения цен на промышленную продукцию и услуги для села со стоимостью продукции самого сельского хозяйства.

В целом неудачные реформы АПК России и стран СНГ ранее привели к разрушению сельскохозяйственного производства в пользу иностранных конкурентов, что обусловило увеличение объемов экспорта сырья для мирового хозяйства и импорта продукции с низким уровнем качества. Однако сегодня в России сельское хозяйство стало рассматриваться как один из основополагающих факторов экономического и социального развития, что привело к его устойчивому росту в последние несколько лет.

ТЕНДЕНЦИИ И СТАТИСТИКА

Повышение уровня жизни, особенно в европейских странах, способствовало изменению отношения потребителя к пищевой продукции в сторону увеличения требований не только к количеству, но и качеству, и минимизации рисков для здоровья. Возрос спрос на экологически чистую продукцию, или органические продукты питания. За рубежом развитие экопроизводства агропромышленных товаров происходит в течение 30 лет. Основными рынками подобной продукции являются США, Канада, страны Европейского союза — Германия, Великобритания, Франция, а также государства Азии — Япония.

Исследование тенденций современных процессов развития АПК позволяет сделать определенные выводы. Высокоразвитые государства, которые традиционно экспортируют сельскохозяйственную продукцию, например США, страны ЕС, для сохранения главенствующего положения на мировом рынке и обеспечения экологически безопасного производства всесторонне поддерживают национального сельхозпроизводителя путем предоставления экспортных субсидий. Технологические страны — Япония, Норвегия, Австрия, которые традиционно импортируют значительный объем продуктов питания, — также поддерживают национального товаропроизводителя, желая уменьшить зависимость от экспортеров. При этом на разных этапах экономического развития в ряде государств — Швеции, Финляндии, Канаде — изменяется уровень поддержки собственного АПК: в определенные периоды он увеличивается или уменьшается.

Сельское хозяйство в развитых странах является протекционистской отраслью, на экологическую безопасность и функционирование которой ежегодно выделяются значительные государственные средства. За рубежом основная часть бюджета используется для поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию и защиту от влияния тенденций мирового рынка. Например, субсидии в форме непосредственных выплат на установление твердых цен и дешевых кредитов в доходах фермеров составляют: в США — 30 процентов, Канаде — 45 процентов, странах ЕС — 49 процентов, Швеции — 59 процентов, Японии — 66 процентов, Финляндии — 77 процентов, Швейцарии — 80 процентов. В развитых странах Запада размеры государственной поддержки сельского хозяйства составляют в среднем 40–50 процентов стоимости валовой аграрной продукции. При этом отношение суммы субсидий к цене сельскохозяйственной продукции в разных государствах заметно различается. Например, самое высокое значение этого показателя зафиксировано в Швейцарии — 82 процента, Норвегии — 75 процентов, Исландии — 73 процента, Финляндии — до 70 процентов. В Японии оно достигает уровня в 74 процента, а в США — 23 процента. В Чехословакии, Венгрии, Турции субвенции и дотации сельхозпроизводителям составляют 20–25 процентов стоимости валовой продукции сельского хозяйства, в ЕС — до 40 процентов. При этом распределение субсидий между отраслями АПК в разных странах также значительно различается. Так, в США на развитие растениеводства направляются 58 процентов средств, в Канаде — 69 процентов, ЕС — 75 процентов, Норвегии — 92 процента. В Исландии 100 процентов субсидий идут на поддержку животноводства.

АГРОСЕКТОР США

Многие исследователи отмечают, что развитие сельского хозяйства США достаточно успешно на протяжении последнего столетия. В Америке, несмотря на тот факт, что это государство относится к самым известным производителям генетически модифицированной продукции, производство экологически чистых продуктов считается самым успешным в мире. Оно основывается на полном отказе от использования средств химизации в процессе земледелия.

В США, как и в странах Западной Европы, развитие сельскохозяйственного производства сопровождается применением современных техники и технологий на крупных массивах земель, что позволило повысить производительность труда за последние 30 лет в 2–3 раза. Количество крупных ферм в Штатах постоянно увеличивается. Они дают государству большое преимущество на мировом рынке сельскохозяйственных продуктов. И хотя сегодня на долю подобных ферм приходится лишь восемь процентов от всего объема предприятий, они производят 73 процента от общего количества продукции, получают 78 процентов чистой прибыли от общей выручки всех хозяйств. Именно крупные предприятия обеспечивают сегодня продовольственную безопасность США.

ОПЫТ ЕВРОСОЮЗА

ЕС — один из крупнейших в мире производителей, потребителей, экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции. Сегодня основной тенденцией во внешней торговле Евросоюза сельхозтоварами со странами, не входящими в него, является усиление экспортных позиций ЕС-27. При этом главной особенностью товарной структуры внешней торговли Союза в аграрном секторе можно назвать преобладание в экспорте продуктов конечного потребления высокого уровня переработки.

Отличная продуктивность сельскохозяйственных угодий ЕС обусловлена рядом факторов, в частности структурой пастбищ и посевных площадей. Современная рациональная система землепользования в значительной степени определяется объемом территорий под естественные кормовые культуры. Экологически сбалансированными считаются аграрные владения, в которых доля сенокосов, пастбищ и лесных насаждений составляет от 30 до 50 процентов. Средняя доля естественных кормовых площадок в структуре сельскохозяйственных земель по странам ЕС составляет 39,3 процента. Например, во Франции на них приходится 36,6 процента, в Германии — 30,4 процента, Великобритании — 63,1 процента.

Ведущие позиции ЕС в аграрном производстве и мировой торговле сельскохозяйственной продукцией, прогресс органического сектора в значительной степени обусловлены особыми условиями развития АПК. Они были созданы в результате введения общей сельскохозяйственной политики ЕС — ОСП, которая сочетает элементы регуляторно-рыночной, ценовой, внешнеторговой и структурной. Поскольку в аграрной экономике отраслевой и территориальный факторы интегрированы в одно целое, постепенно цели ОСП сместились от решения проблем сельского хозяйства к задачам развития территорий. Поэтому, говоря о современной аграрной политике Евросоюза, надо понимать, что она формировалась и функционирует на фундаменте и в рамках региональной, в первую очередь структурной, политики.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ

Органическое земледелие вписывается в критерии новой политики ЕС, потому что оно одновременно символизирует сохранение традиционного сельского уклада с семейными фермами и привлекательно с социально-культурной точки зрения. Снимается проблема реализации продукции и не грозит перепроизводство, что также выгодно для Евросоюза в целом. Экологизация отрасли — генеральная линия развития сельского хозяйства в странах ЕС на ближайшие десятилетия. Для достижения этой цели предусмотрен целый комплекс политических, экономических, технологических и экологических мероприятий. Одним из важнейших направлений является снижение антропогенной нагрузки на агроландшафты, что одновременно позволит частично решить проблему перепроизводства продукции растениеводства. Новая модель сельского хозяйства должна основываться на более широком применении научных знаний, тогда как прежняя аграрная политика ЕС базировалась на агроэкономике. Это поможет фермерам оказывать сервисные услуги, быть менеджерами ландшафтов, производителями высококачественной органической продукции с большой добавленной стоимостью.

В странах ЕС к сельскому хозяйству предъявляются определенные агроэкологические требования: чистые воздух и вода; сохранение природных экосистем; создание буферных полос природной растительности по границам полей, вдоль дорог, каналов; обеспечение условий для местных оседлых и перелетных птиц; эстетическая привлекательность пейзажей; сохранение природных памятников, мест отдыха и их развитие; охрана почв и их плодородия; предотвращение наводнений, лесных пожаров и других стихийных бедствий. Государства Евросоюза в целях защиты интересов потребителей и охраны окружающей природной среды активно выступают за экологическую безопасность продукции, используя технические, санитарные и фитосанитарные нормы. Такие мероприятия предоставляют возможности ограничить импорт генетически модифицированной продукции.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

В целом система поддержки сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой в значительной степени связана с государственным регулированием стоимости товаров: введением верхних и нижних пределов колебания цен и индикативной или условной цены. Инструментом такого регулирования является скупка или продажа продукции, то есть товарная интервенция. Как свидетельствуют результаты анализа деятельности АПК за рубежом, роль государства в формировании стратегии развития органического производства во многих странах существенна. Однако поддержка государства не является сплошной, она дифференцирована в зависимости от определенных показателей.

Сегодня развитые страны много внимания уделяют организации экологически безопасного АПК, считая его важной отраслью национальной экономики. Исследование и анализ зарубежного опыта показали разнообразие подходов к экологизации отрасли, разный уровень государственного влияния на ее развитие и наличие более высокой степени госрегулирования рынка органической продукции, чем в традиционном секторе.

Популярные статьи