Растениеводство 3 марта 2014

Обзор рынка овощей России

Обзор рынка овощей России

Текст: М. Крапивина, маркетинговый аналитик Intesco Research Group

Овощи давно стали неотъемлемой составляющей питания. С каждым годом показатели их потребления растут, что наглядно демонстрирует не только степень здоровья общества, но и уровень благосостояния населения и развитости социума в целом.

Овощи в бытовом понимании — плоды, корни, клубни и листья травянистых растений. Они богаты витаминами С, Р, В1, В2, PP, а также микроэлементами — Ca, Fe, Mg. Овощи входят в рацион всего населения нашей страны, поэтому переоценить их пищевую ценность сложно. Однако после введения в августе 2014 года эмбарго на импорт продовольственных товаров из ряда государств, с учетом выраженной сезонности отечественного производства проблема поставок свежих овощей на российский потребительский рынок стоит достаточно остро.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Сегодня по стране прослеживается рост покупательской активности в этом сегменте АПК. Увеличение розничных продаж свежих овощей всех видов в ценовом выражении, произошедшее в период с 2009 по 2013 год, составило 45 процентов, при этом предложение на рынке почти на 90 процентов формируется из отечественной продукции. Внимание, которое жители России стали уделять месту овощей в ежедневном рационе, связано с ростом их благосостояния и с изменением потребительского поведения, находящегося под влиянием моды на здоровый образ жизни. Поэтому сейчас становятся более популярными фермерские товары, позиционирующие себя как экологичные, безопасные и натуральные. Однако, несмотря на положительную динамику, ежегодный показатель потребления овощей пока не доходит до рекомендованной медицинской нормы в 126 кг на человека. В среднем этот показатель сегодня не превышает 100 кг/чел., что говорит о потенциальной емкости рынка и дальнейших перспективах развития отрасли овощеводства в России.

Валовые сборы овощей в РФ в 2013 году достигли 146,3 млн ц, что на 33 процента, или более чем на 32 млн ц, больше, чем в 2006 году. Увеличение показателей связано с реализацией государственной программы поддержки агропромышленного комплекса страны в 2008–2012 годах, которая предусматривала компенсацию затрат на страхование, техническое переоснащение субъектов и выплаты по инвестиционным кредитам. В региональной структуре почти две трети валового сбора в 2013 году приходилось на Приволжский ФО — 22 процента, Южный ФО — 21 процент, и Центральный ФО — 20 процентов. Данные территории находятся в зоне с наиболее благоприятными для произрастания овощей почвами, оптимальной длительностью светового дня и годовым перепадом температур.

Крупнейшей категорией производства овощной продукции, без учета данных по картофелю, в 2013 году стала капуста всех видов, на второй позиции находились помидоры с долей в 18,1 процента, хотя еще в 2011 году удельный вес томатов не превышал 15 процентов. Более 10 процентов в общей структуре занимал репчатый лук, тыква формировала 4,5 процента всех валовых сборов.

ХОЛОД НЕ ПОМЕХА

Российское производство овощей характеризуется выраженной сезонностью, так как длительность вегетационного периода ряда культур составляет в среднем не менее 90 дней, что не позволяет выращивать овощи в открытом грунте чаще, чем один раз в год. В Индии, к примеру, на равнинной местности снимают до трех урожаев томатов. Поэтому пик отечественного производства овощей приходится на период с начала августа по конец октября. Именно в этот промежуток времени собирается до 90 процентов всего объема урожая в стране. Самыми популярными из овощей у россиян является картофель, огурцы и помидоры. Круглогодичный спрос на них удовлетворяется за счет продукции, выращенной тепличным методом, а также импортных поставок из Турции, Китая, Польши, Нидерландов, Израиля и других стран. По данным Ассоциации «Теплицы России», в РФ в 2014 году насчитывается более 100 крупных тепличных комбинатов, почти треть из которых функционирует в Центральном ФО. Концентрация тепличных хозяйств практически в одном регионе вызвана высоким уровнем платежеспособного спроса данного субъекта, а также тем, что в его состав входят территории из самых густонаселенных в России — город Москва и Московская область. Производителями — лидерами в отрасли являются ЗАО «Агрокомбинат “Московский”», ОАО «Агрокомбинат “Южный”», ООО «Тепличный комбинат “Майский”» и ОАО «Агрокомбинат “Тепличный”». Объем выручки первых трех предприятий еще в 2012 году превысил 6,5 млрд рублей. Основную прибыль данным компаниям приносит производство огурцов, равное 70 процентам от общего объема, и томатов — свыше 25 процентов.

Сегодня функционирование теплиц сопряжено с рядом сложностей. Главная из них — технический и моральный износ оборудования по энергообеспечению. Одним из примеров положительного опыта преодоления этой проблемы является реконструкция «Агрокомбината “Южный”», введенного в эксплуатацию еще в СССР и расположенного в Карачаево-Черкесской Республике. При реконструкции предприятия было построена мини-ТЭЦ мощностью 14 МВт, которая может обеспечивать 50 процентов потребления электроэнергии агрокомбината в зимний сезон и 100 процентов в весенне-осенний период.

Другая сложность производства свежих овощей — сохранение качества этого вида скоропортящейся продукции и ее своевременный сбыт. Для решения этой проблемы необходимо ускоренное развитие логистической системы с созданием крупных узловых центров и овощехранилищ, качественных площадей которых сегодня не хватает, несмотря на ввод в 2010 году нового хранилища на 557 тыс. т. Реализация ряда инвестиционных проектов должна увеличить эту цифру. Например, недавно было заявлено о строительстве комплекса по хранению, складированию и обработке овощей в Омской области. По предварительным оценкам, сумма инвестиций составит порядка 30 млрд рублей.

РАЗВИТИЕ В ПЕРСПЕКТИВЕ

Доля импорта на российском рынке овощей составляет около 10 процентов, однако именно зарубежная продукция присутствуют в рационе россиян в зимне-весенний период, когда заканчиваются запасы отечественного урожая открытого грунта. Это происходит оттого, что функционирующие российские тепличные хозяйства пока не в силах обеспечивать страну свежими овощами.

Ратификация договора о присоединении РФ к ВТО привела к изменениям таможенно-тарифного режима России и снижению взимаемой обязательной пошлины с 15 процентов до 10 процентов от стоимости поставляемой в страну продукции овощеводства. Это привело к снижению уровня защищенности внутреннего рынка государства от экспансии импортных товаров. Одной из мер борьбы с этим выступает политика повышения протекционизма за счет принятия списка товаров, запрещенных к ввозу в Россию. С введением в августе 2014 года эмбарго на ввоз продовольственных товаров категории 07, согласно классификатору ТН ВЭД, овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды перестали поступать в наше государство из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Норвегии. Последствием этого запрета станет реструктуризация иностранной продукции, поступающей в страну, как по наполнению, так и по происхождению уже к декабрю 2014 года. В связи с этим многие эксперты ожидают увеличения поставок из Китая как стратегического торгового партнера России.

Реализация заявленных положений «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» приведет в ближайшие 5–6 лет к росту национального производства овощей до 17,9 млн т. Проблема сезонности может решиться за счет расширения площадей защищенного грунта с 2,53 тыс. га в 2013 году до 4,7 тыс. га к 2020 году. Это приведет к усилению экспортной направленности российского производства и общему увеличению объема рынка свежих овощей в РФ. Однако активная господдержка отечественного агропромышленного комплекса может иметь негативные последствия. По мнению ряда экспертов, она приведет к понижению уровня естественной конкурентной среды между продукцией национального производства и иностранной, особенно по цене. Усиление монополий на рынке может повлечь за собой повышение розничной стоимости товаров. В итоге пострадает конечный потребитель.

Несмотря на негативные прогнозы, в результате текущей трансформации условий и факторов, влияющих на рынок свежих овощей России, в среднесрочной перспективе большинством специалистов прогнозируется рост потребления и расширение ассортимента плодоовощной продукции российского происхождения.

Популярные статьи